Андрей Осипович Сихра

sasha 30 Сентябрь 2012 Комментариев нет

Андрей Осипович Сихра (1773-1850) известен в истории русской музыки как образованный музыкант-арфист, хорошо владевший шестиструнной гитарой. Но особую популярность принесла ему гитара с терцовым строем – семиструнная. Сихра увидел большие возможности этого инструмента и соответствие его особенностям русской музыки; он написал для семиструнной гитары много сочинений, выпускал специальный журнал – сборник пьес для гитаристов. У Сихры было много учеников, и они с честью продолжали начатое им дело, увековечив память своего учителя. В начале XIX века очень большое распространение в странах Западной Европы получила шестиструнная гитара. Появилась она и в России. С большим успехом выступали гитаристы-итальянцы Мауро Джулиани и Цани де Ферранти, испанец Фернандо Сор; они оставались в стране на долгие годы. Отголоски пребывания их в России сохранились в их сочинениях – таковы, например, «Воспоминания о России» Ф. Сора, «Вариации на русские песни» М. Джулиани. Гитара сталв очень популярна в русском обществе и вскоре получила распространение не только среди профессиональных музыкантов, но и в практике домашнего музицирования. В это время появились первые оригинальные сочинения для гитары и школы игры на инструменте. Педагоги, обучающие гитарной игре, были преимущественно иностранцами. Однако, несмотря на большой успех приезжих гитаристов, шестиструнная гитара широкого распространения в России не получила. Более популярной во всех кругах общества – начиная с придворной знати, дворян и кончая купцами, чиновниками-разночинцами, мещанами – оказалась семиструнная гитара; она успешно начала конкурировать даже с весьма распространённым фортепиано. Этот инструмент завоевал прочное положение и сделался национальным народным инструментом.
Андрей Сихра принадлежал к старинному чешскому роду, выходцы из которого служили в Польше ещё в XVII веке. Он родился в 1773 году, в семье учителя, жившего в дворянских домах западных губерний России. В конце 1790-х годов Сихра уже пользуется известностью в Вильне (ныне Вильнюс) как виртуоз-арфист. Увлёкшись гитарой, он пытается перенести на неё технику игры на арфе. Однако квартовый строй шестиструнной гитары для этой цели не годился, и Сихра обратил внимание на семиструнную гитару с терцовым строем. Переехав в Москву (1805), Сихра стал разрабатывать этот строй; он совершенствовался как исполнитель, много сочинял (особенно интересны его вариации на темы русских народных песен), издавал свои композициии и аранжировки. В это время у Сихры было много учеников, среди них С. Аксёнов, впоследствии получивший большую известность. Именно С. Аксёнову посвятил Сихра свои лучшие сочинения и знаменитые «экзерцициии», изданные с портретом автора в молодости, работы художника П. Соколова («Практическия правила игры на гитаре, состаящия в четырёх экзерцициях. Сочинение А.О. Сихры. Посвящение Семёну Николаевичу Аксёнову, 1817-го, июля, 1-го дня»).
Около 1820 года Сихра переезжает в Петербург. Здесь он занимается концертной деятельностью и преподаёт игру на гитаре. Из петербургских учеников Сихры получили известность Н. Александров, В. Морков, В. Саренко и др. У Сихры брал уроки игры на гитаре знаменитый актёр и певец Осип Петров, который не только в совершенстве постиг искусство игры на гитаре, но и издал несколько произведений для этого инструмента.
В 1826-м и 1827 годах Сихра издавал нотный журнал «Journal pour la guitarre a 7 cordes»; в 1828 году выходит «Петербургский журнал для гитары, издаваемый Андреем Осиповичем Сихрой и содержащий разного рода сочинения, приятные для слуха и лёгкие для игры».
Замечательный гитарист активно концертирует – играет соло и в ансамбле со своими учениками (2-3 гитары). Дают концерты и ученики Сихры. Так, например, в «Северной пчеле» за 1842 год (№ 22) сообщалось о предстоящем 4 февраля концерте, где должен был выступать квартет гитар — «редкое явление в музыкальном мире» — в составе Моркова, Егорова и братьев Питолетти. Концерт этот устраивали «в пользу известного здесь гитариста господина Сихры». Видимо, известный гитарист не был достаточно хорошо обеспечен материально. Несмотря на принадлежность к дворянскому сословию, Сихра жил очень скромно: у него была большая семья. Содержать семерых детей и дать им образование Сихра мог только благодаря своему трудолюбию и неиссякаемой энергии, не покидавшей его до самой кончины. Дочери его, видимо, обучались музыке, на это указывают композиции Татьяны и Марии, написанные одной из них для гитары, другой для фортепиано.
Из сочинений самого Сихры по каталогу Гутхеля известно 75 номеров; примерно столько же отпечатано в других изданиях, кроме того, существуют известные, но не изданные рукописи; таким образом, насчитывается более 500 сочинений, и это далеко не полностью отражает творческую деятельность Сихры. Многие произведения он переписывал сам и продавал желающим, проставляя на рукописи слева цену, а справа – свою подпись; таким образом сотни произведений Сихры разошлись по рукам.
Высокообразованный музыкант, А.О. Сихра пользовался большой известностью в музыкальном мире. Он поддерживал дружеские отношения с Глинкой, Даргомыжским, Варламовым, пианистом Фельдом, скрипачами Рачинским, Хандошкиным и другими. Композитор и пианист Дюбюк как-то заметил: «А. О. Сихра был человек , тонко понимающий музыку. Его советами не брезговал и М. И. Глинка». А. И. Дюбюк, с большим уважением вспоминал о знаменитом гитаристе и с восторгом говорил о его игре, отмечая, что «в особенности хороша у него была правая рука». Сихра всегда обращал внимание на постановку правой руки и был в этом строг и точен; он говорил: «Мы слышим правую руку, а не левую, левая перебирает лады, а правая извлекает звуки из струн, стало быть, вся ясность и чистота зависит от правой руки».
Умер Сихра 3(15) декабря 1850 года, на 78 году жизни.



Оставить комментарий »