Музыкальная память и её развитие

sasha 31 Август 2012 Один комментарий

Способы развития и тренировки памяти

Чтобы почувствовать себя свободным на сцене желательно знать исполняемую Вами пьесу наизусть. Для того чтобы выучить исполняемое произведение надо знать некоторые правила которые могут помочь в развитии Вашей музыкальной памяти. Взяв ноты внимательно несколько раз медленно сыграйте, то, что Вы намереваетесь выучить. Не обращайте внимания на некоторые трудности и остановки. Ваша задача на этом этапе охватить всю пьесу целиком и дать ей полностью отобразиться в вашей голове подобно собранным паззлам.  Таким образом, Вы получите в своём мозгу картинку готовую для запоминания. После этого сыграйте показавшиеся вам трудные места, что бы понять их структуру в деталях. Разобравшись в этом, отложите разучиваемою Вами пьесу на день, чтобы дать мозгу поработать самому на уровне подсознания. Возвращайтесь к изучаемому произведению мысленно. Если Вы почувствовали какой-то пробел в собранных Вами паззлах — возьмите и посмотрите ноты не прикасаясь к гитаре. Этого будет вполне достаточно для восстановления фундамента изучаемой музыкальной пьесы. Не думайте, что на следующий день Вы уже сможете сыграть пьесу на гитаре она пока ещё только в Вашем воображении. Теперь предстоит перенести её на инструмент. Это стоит делать постепенно, стараясь как можно меньше заглядывать в ноты. Отрезок за отрезком пытайтесь перенести на гитару то, что сохранила Ваша память.

Когда то, что Вы пытаетесь запомнить, вызывает Ваш интерес, память намного лучше фиксирует процесс. Утро является именно тем временем суток, когда память более восприимчива и даёт наиболее ощутимые результаты. Поэтому утренние часы лучше всего подходят для разучивания новых музыкальных произведений. Хороший крепкий семи – восьми часовой сон поможет Вашей музыкальной памяти не только удержать уже выученное, но и с утра быстро охватить новое. Старайтесь играть сидя в одном и том же положении (конечно, я имею в виду правильную посадку за инструментом) в этом случае Ваша двигательная память не будет давать сбоев и вместе с музыкальной памятью приведут к положительному результату.  Некоторые мои ученики жалуются на то, что плохо запоминают в этом случае надо развивать свою музыкальную память, запоминая произведение по мелким частям (фразам) один день одну, другой день другую тем самым память будет укрепляться сама по себе. Но иногда мне кажется, что проблемы с запоминанием неразрывно связаны с неумением читать с листа. Вполне возможно что именно по причине того что учащийся не может охватить всё произведение в целом и возникают проблемы с памятью. Память просто не в состоянии удержать не связное и плохо подкреплённое ритмически проигрывание. Есть ещё одна из причин мешающая запоминать то или иное место в произведении это аппликатура, которая просто не проставлена и с каждым новым проигрыванием учащийся, играя разной аппликатурой,  сам мешает своей памяти. Такие, казалось бы, мелочи оказывают отрицательное влияние на принцип запоминания и делают вашу, может быть не плохую музыкальную память, весьма посредственной.

Большое негативное влияние на свойства памяти оказывает стресс, длительное воздействие стресса даже значительно ускоряет процесс старения человеческого мозга в целом. Существует ещё такая ситуация когда вроде хорошо выученная вещь вдруг начинает давать сбои, Вы уже так давно и хорошо её играете и вдруг целые куски начинают выпадать из уже хорошо заученного произведения. Играемое Вами произведение просто «заболталось» от того, что всегда играется в быстром темпе и картинка в мозгу затуманилась и стала напоминать заезженную виниловую пластинку. Чтобы хорошо играть быстрые пьесы их надо играть много раз медленно и только один быстро. Отыграв концерт и придя домой, великие мастера проигрывают только что сыгранные в концерте произведения медленно, чтобы не утерять уже наработанный навык.



Один комментарий »

  1. evgeny 28 Май 2014 at 11:00 -

    Спасибо за статью, все понятно и ясно написано)

Оставить комментарий »