Никколо Паганини Niccolò Paganini

sasha 12 Ноябрь 2012 Комментариев нет

Никколо Паганини Niccolò Paganini

«Я король скрипки, а гитара моя королева» — эти слова принадлежат великому итальянскому виртуозу Никколо Паганини. В многодетной семье (шестеро детей) Антонио Паганини и Терезы Боччардо, Никколо был третьим ребёнком. Он родился 27 октября 1782го года в Генуе. Первым учителем Никколо был его отец, заметивший способности мальчика к музыке и решивший заняться его обучением. В пятилетнем возрасте Никколо осваивает свой первый инструмент — мандолину. Антонио Паганини поступил весьма мудро, начав обучение сына именно с этого инструмента. Дело в том, что мандолина и скрипка имеют одинаковый квинтовый строй и когда маленький Никколо в шестилетнем возрасте приступил к освоению скрипки, он уже прекрасно знал скрипичный гриф, полностью повторявший гриф мандолины. Вспоминая свои детские годы, Никколо Паганини рассказывал что, не смотря на то, что отец неудовлетворённый его успехами в овладении инструментом частенько наказывал его, ему самому уже очень нравилась скрипка. Он часами занимался на инструменте пытаясь найти интересные звуковые сочетания и даже сочинял пьесы для скрипки. Вскоре отец для дальнейшего обучения устраивает сына к скрипачу Джованни Черветто. С одиннадцатилетнего возраста Паганини уже постоянно играет на богослужениях в городских церквях и обучается у Джакомо Коста капельмейстера собора Сан Лоренцо. В те времена не только духовная, но и светская музыка звучала в церквях. Свой первый концерт Никколо Паганини дал 31 июля 1795го года в театре родного города Генуи Сант – Агостино. После успешного выступления Паганини уезжает в Парму к Алессандро Ролла известному скрипачу, гитаристу и композитору того времени. Вполне возможно, что именно у Ролла Паганини начал брать первые уроки игры на гитаре. В 1801м году Паганини вступает в самостоятельную жизнь, полностью избавившись от опеки отца. Как вспоминал Никколо, страсть к женщинам и карточным играм в те годы полностью овладела им. Были дни, когда он проигрывал все свои сбережения и только его талант помогал, не давая ему свалиться в нищенскую бездну. Осенью 1801го года Паганини приезжает в Лукку, где даёт два концерта в луккском соборе настолько поражая публику своим мастерством, что к декабрю этого же года получает должность первой скрипки. Здесь в Лукке Никколо Паганини проведёт три года своей жизни, играя на гитаре и выращивая цветы, надолго забыв о сольной карьере скрипача и исчезнув с концертных афиш.

Годы луккского периода Н. Паганини./Любовь и гитара/

Годы луккского периода Никколо связаны с серьёзным любовным увлечением к женщине, имя которой он всю жизнь будет хранить в тайне. Уединившись со знатной дамой в её тосканском поместье, Паганини увлечённо играет на гитаре, посвящая свои произведения даме сердца некой «синьоре Диде». На многих его рукописных гитарных сочинениях можно прочитать «Для синьоры из Лукки». В это время он зарабатывает на жизнь, преподавая скрипку и играя в луккском оркестре. Для гитары Паганини было написано 140 сольных пьес и 28 для дуэта гитары и скрипки. Применяя на гитаре своеобразную аппликатуру, он превосходно играл сложные пассажи и арпеджио. Современники отмечали, что Паганини так же прекрасно играет на гитаре, как и на скрипке. Однако Никколо не выступает с публичными гитарными концертами и играет на ней только в кругу друзей. Паганини с лёгкостью переносит свои скрипичные приёмы на гитару, а гитарной техникой обогащает скрипку, таким образом взаимно дополняя технически оба инструмента. В его сборнике «24 каприччио» прослеживается влияние гитары – техника «пиццикато» доведена до высшей степени виртуозности. Паганини использует игру левой рукой на грифе без участия смычка точно так, как это делают гитаристы при приёме «легато».

Возвращение к скрипке.

По истечению трёх лет полностью справившись с пагубной привычкой к карточным играм, Паганини ненадолго возвращается в родную Геную. Он снова берёт в руки свою скрипку, чтобы продолжить поражать публику своим необычайно виртуозным владением этого инструмента. Не смотря на слабое здоровье Паганини начинает свою гастрольную деятельность. Концерты по Европе приносят не только баснословные гонорары, но и мировую известность. Его имя овеяно тайнами и не сходит со страниц прессы, поговаривают даже, что он продал душу дьяволу. Паганини требовал, чтобы гонорары за концерты ему платили только в золотых монетах и после получения денег высыпал их в блюдо и погружал в них кисти своих рук. Слухи и скандалы, неизменно преследующие музыканта привели его к нервным срывам расшатав здоровье на столько, что его уже не удалось поправить. Врачи были не в силах помочь угасающему Паганини. Осенью 1839 года Никколо последний раз приезжает в Геную, чтобы повидаться с семьёй. Он умер в Ницце 27 мая 1840 года. Церковь была против приданию земле тела Никколо Паганини из за его отказа от последнего причастия и только через суд сыну Паганини удалось похоронить отца в Генуе в 1876 году.



Оставить комментарий »