«Вальс» Ф. Карулли, ноты для начинающих

sasha 19 Ноябрь 2012 Комментариев нет

«Самоучитель» Урок игры на гитаре № 15

Вальс итальянского гитариста и композитора Фердинандо Карулли написан со сменой тональности (в середине пьесы при ключе появляется знак фа диез). Смена тональности весьма разнообразит пьесу, привнося в неё новую звуковую палитру и превращая простую гитарную пьесу в маленькое красивое произведение. Этот вальс прежде всего интересен тем, что в нём  Вы впервые объедините оба приёма звукоизвлечения – тирандо (без опоры) и апояндо (с опорой) дифференцируя звуки в зависимости от их значимости и освоите новый приём игры — нисходящее и восходящее легато.

Для начала вспомним урок № 11 Теория и гитара, где говорилось о приёме игры «апояндо» – игра с опорой на соседнюю струну. В вальсе Ф. Карулли тему и басы необходимо играть именно этим приёмом, чтобы тема по своему звучанию выделялась и была громче аккомпанемента (тема здесь: все звуки на первой и второй струне). А аккомпанемент следует играть приёмом «тирандо» (аккомпанемент здесь третья открытая струна). Только при условии соблюдения такого звукоизвлечения у Вас получится рельефно звучащие произведение, так что обратите всё своё внимание на многоплановость: бас, тема, аккомпанемент!!! Поначалу могут возникнуть трудности, и потому не пытайтесь освоить всю пьесу целиком – поставьте перед собой задачу сначала выучить и играть первые две, четыре строчки, а только потом перейти к следующей части вальса освоив приём легато, о котором речь пойдёт далее.

Из предыдущего урока №14 Вы уже знаете, что в нотном тексте знак лиги соединяет два одинаковых звука в один и суммирует его длительность, но это ещё не всё что необходимо знать о лиге. Лига, поставленная над двумя, тремя или большим количеством разных по высоте звуков означает, что исполнять охваченные лигой ноты необходимо связно, то есть, точно выдерживая их длительности с плавным переходом от одной к другой – такое связное исполнение называется легато (Legato).

На этом уроке Вы узнаете о приёме «легато», используемом в гитарной технике. Приём «легато» на гитаре это приём звукоизвлечения весьма часто используемый в исполнительской практике. Этот приём имеет три способа звукоизвлечения. На примере Вальса Ф Карулли Вы на практике ознакомитесь пока только с двумя из них.

1й способ это приём «легато» при восходящем порядке звуков. Обратите внимание на начало пятой строчки вальса, где две связанные лигой ноты (си и до) образуют затакт (не полный такт). Для исполнения восходящего приёма «легато» необходимо первую ноту (си) исполнить как обычно – извлекая звук при помощи удара по струне пальца правой руки, а второй звук (до) исполняется за счёт удара пальца левой руки, который с силой опускается на 1й лад 2ой струны заставляя её звучать без участия правой руки. Обращайте внимание на то, что первый звук (си), исполняемый обычным способом звукоизвлечения должен всегда быть чуть громче второго (до).

2й способ – нисходящее легато. Теперь обратите своё внимание на середину предпоследней и последней строчки нотного текста. Вы видите, что здесь нота (ре) связана лигой с нотой (си). Для исполнения второго способа звукоизвлечения необходимо звук (ре) исполнить как обычно: палец левой руки на 3м ладу прижимает вторую струну и палец правой руки извлекает звук. После того как прозвучал звук (ре) палец левой руки снимается в сторону (вниз параллельно металлическому ладовому порожку) заставляя звучать вторую открытую струну (си) без участия правой руки. Обращайте внимание на то, что первый звук (ре), исполняемый обычным способом звукоизвлечения должен всегда быть чуть громче второго (си).

ПРЕДЫДУЩИЙ УРОК №14          СЛЕДУЮЩИЙ УРОК №16



Оставить комментарий »