Советы молодому исполнителю

sasha 30 Август 2012 Комментариев нет

Н. Голубовская (1891 – 1975) Советы молодому исполнителю

Говорить себе или говорить другим – большая разница.
Вещь, вынесенная на сцену, попадает в новую атмосферу.
Упражняйся в изменении условий своей игры. Играй на разных инструментах, разным людям, в разных помещениях, в разное время дня.
Исполнение со сцены – произнесение речи. По сравнению с домашней игрой привносит элемент «обращения к публике».
Играя дома, мысленно обращайся к кому-то. С чем обращаться, чем убеждать? Не старайтесь убедить своим исполнением.
Мысленная подготовка к сцене часто выражается в том, что ставя себя на место слушателя, исполнитель восхищается своей игрой – или возмущается. И то и другое одинаково неправильно.
Ты любишь то, что исполняешь? Если нет, то не играй этого. Если да, сосредоточься на самой музыке, живи ею, восхищайся ею. О себе забудь. Обращайся к слушателю мысленно: какая чудесная музыка, — а не так: как я хорошо играю, правда?
Если не удалось что – то, старайся загладить последующим, музыка ведь продолжается. Не думай: всё пропало, моя игра испорчена! Музыка не будет испорчена, если ты к ней честно вернёшься после неудачи.
Твоя цель: поделиться со слушателями музыкой, которая в твоих руках, а не показать своё искусство.
Если тебя похвалят: как вы хорошо играете, не радуйся – ты не задел слушателя. Если тебе скажут: какую чудесную музыку вы играли – ты достиг цели, твою заслугу оценили.
Не старайся играть хорошо, ты будешь напряжён, фальшив, преувеличен.
На сцене радуйся музыке, которую играешь, радуйся, что можешь «сказать» её аудитории.
Не опьяняйся удачей (вышел пассаж, хорошо прозвучало), не падай духом (смазал, ошибся) – и то и другое отклоняет внимание от цельности, которой ты должен быть отдан.
Играй дома мысленно без инструмента, это укрепляет память и намерения.
Не фиксируй до конца своего исполнения в работе. Мельчайший оттенок, фиксированный раз навсегда, мертвеет, становится штампом.
Ты должен владеть произведением, распоряжаться инструментом по своей воле. Но каждый раз каждый звук ты должен рождать заново, как бы впервые.
Каждое исполнение – новое, трепетное свидание с любимой. Всё знать, каждую черту лица, каждое движение, и каждый раз видеть что – то новое.
Если произведение тебя не трогает заново каждый раз, как ты к нему прикасаешься, ты, значит, разлюбил его, потерял к нему вкус, притупил свою творческую реакцию на него. Брось его на время. А если это не возможно, если ты должен играть его на концерте через некоторое время, играй много другой музыки перед концертом, читай с листа, отвлеки своё внимание от вещи, которой ты, вероятно, «объелся» от неумеренного контакта с ней, уйди в сторону, подальше, а потом приди к ней снова издали, с освежённым впечатлением.
Не играй с полным желудком – это мешает сосредоточиться.
Не меняй за несколько дней до концерта своего образа жизни. Не бойся работать, гулять, вести себя как обычно. Иначе ты разрушаешь свой привычный ритм жизни, создаёшь своему сознанию новые трудности – заново формировать своё бытие. Выключением привычных влияний и рефлексов ты создаёшь вокруг себя пустоту, в которой всё приобретает усиленный отзвук, вырастает в преувеличенные размеры.
Привычный ритм жизни поддерживает твою психику. Разобщение с привычными формами оставляет тебя без опоры, и всей тяжестью твоя оторванная мысль обращается на факт концерта, он становится твоей угрозой, сосредоточием, мир разделяется на до и после.
Концерт – результат твоей работы, а не цель. Пока ты работаешь дома, тебе должно хотеться поделиться тем, что ты делаешь. Концертное исполнение должно пронизывать каждую фазу твоей работы – это конечная точка линии, а не оторванное событие твоей жизни.












Оставить комментарий »